Разработка стоящих перед нами задач

Другая не менее значительная часть книги посвящена исследованию конструкции афферентных связей указанных органов с экстраорганными автономными (вегетативными) ганглиями И вполне понятно, что в ней не нашли отражения структурные особенности последних, их связи между собой, а также с центральной нервной системой и различными другими органами. Вместе с тем четкое представление о них является важнейшим элементом в познании нервнорефлекторных механизмов регуляции функций органов и в целенаправленном решении ряда практических задач в клинике и эксперименте.

Некоторые из этих данных отражены в нашей докторской диссертации (А. П. Амвросьев, 1967). Наиболее полно они будут представлены в другой работе.

Пользуюсь случаем выразить свою благодарность академикам АН БССР И. А. Булыгину и Д. М. Голубу за помощь и ценные советы при подготовке данной работы к печати.

Искренне признателен своим сотрудникам и помощникам, принявшим активное участие в завершении настоящего исследования. Внутренние органы и сердечнососудистая система, как и органы соматические, у человека и животных обладают высокой чувствительностью.

Эта чувствительность относится не только к болевым, но и к нормальным, адекватным раздражениям, возникающим в обычных физиологических условиях функционирования органов. Современному читателю это утверждение покажется тривиальным.

Вместе с тем еще в начале XX ст. вопрос о чувствительности внутренних органов был проблематичным и различными исследователями рассматривался по-разному. Одни исследователи (Bier, 1897; Lennander, 1901, 1902; Mitschell, 1907 и др.) вообще отрицали чувствительность внутренних органов, другие (Nothnagel, 1905; Neu-man, 1910; Frohlich, Meyer, 1912 и др.) признавали возможность возникновения в указанных органах болевой чувствительности в ответ на сильные раздражения.

В отношении нормальных, адекватных, раздражений эти авторы придерживались иной точки зрения, полагая, что подобные стимулы не ощутимы для внутренних органов.