Группы раннего развития детей: За и против

Двадцать первый век по праву можно назвать временем спешащих людей. Кажется, что все человеческие силы и изобретательность направлены на ускорение всех естественных процессов, даже взросления. Будущие мамы еще до рождения первенца планируют, в какую школу раннего развития будут его водить. Школьная программа тоже существенно изменилась: предполагается, что дети придут в первый класс уже с приличным багажом знаний. Ко всему прочему телевидение заполонили многочисленные шоу детских талантов. Неудивительно, что многие родители торопятся развивать свое чадо, едва начавшее ходить. Вот только не всегда это во благо.

Развитие или обучение?

Стремясь дать ребенку самое лучшее, родители часто не осознают, что должно подразумеваться под словами «раннее развитие» и подменяют его обучением. Однако эти понятия существенно отличаются и оказывают различное воздействие на малыша. Развитие https://mandarinka.com.ua/ru/kindergarden/ – это процесс совершенствования методов для усвоения навыков и знаний, тогда как обучение – процесс непосредственного накопления информации. Амбициозные мамы тратят массу времени и средств, чтобы при поступлении в детский сад их ребенок уже читал, складывал в уме трехзначные числа и мог назвать всех животных африканской саванны. Разумеется, такие умения производят впечатление, но только до тех пор, пока не выяснится, что юный математик не умеет самостоятельно обуваться и не отличает курицу от утки в соседнем дворе. Механическое заучивание отвлекает ребенка от естественного познания мира в удобном для него режиме. Мозг ребенка похож на компьютерный процессор: для корректной работы он должен последовательно запустить все программы, не пропуская ни одного этапа. Обучение ребенка письму и счету в период, когда он должен играть и бегать – не лучшая затея. Вместо получения своевременных навыков общения и представлений об окружающем мире, он накапливает массу информации, которую негде применить.

Подводные камни раннего обучения

  1. Развитие «лени способных учеников». Ребенок, который опережает одноклассников в знаниях учебной программы, теряет интерес к обучению, упускает неизвестные ему темы и оказывается в рядах отстающих.
  2. Энциклопедичность знаний. Накапливание огромного количества теоретических знаний зачастую не подкрепляется даже малым числом практических умений.
  3. Проблемы в общении. Маленький вундеркинд тоже нуждается в общении со сверстниками, а пятилетним детям интереснее наблюдать за котенком, сидящим на дереве, чем за кометой Галея.
  4. Разочарование в себе. Большинство «одаренных» детей отличаются от ровесников только тем, что раньше других получили какие-то знания. Со временем одноклассники догонят ребенка, умевшего читать 200 слов в минуту еще в детском саду. Восторги утихнут, а он будет страдать от потери своей уникальности.
  5. Проблемы с нервной системой. Непомерные нагрузки приводят малышей к нервным расстройствам и стрессам из – за перенапряжения.
  6. Слабое здоровье. Если ребенок занимается умственной деятельностью в ущерб подвижным играм, он окажется болезненным и недостаточно развитым физически.

Как быть?

Развивать ребенка можно и нужно, только не следует развитие подменять обучением. Главная задача – помочь ребенку получить навыки, которые он сможет применить сразу же, а не через десять лет. Основной способ познания мира для дошкольников – игра, так что упор стоит сделать именно на этот вид активности. В программе раннего развития в приоритете должно быть не количество полученных знаний, а их качество. И уж если амбициозной маме хочется похвалиться успехами трехлетнего чада – пусть возьмет его с собой на дачу, чтобы позже рассказывать на работе, как он вместе с ней рассаду высаживал.

В вопросе раннего развития главное помнить, что развитие, это путь эволюции. Можно создать благоприятные условия для прогресса, но нельзя перепрыгнуть через три ступени – она все равно возьмет свое.