Генеалогический характер аналогии

Общность филогенетического происхождения авторы этих определений признавали критерием только гомологического сходства, а аналогии рассматривали как результат конвергентных изменений, возникших под влиянием одинаковых условий существования. Геккель, например, не только противопоставил гомологию как совпадение в структуре, обусловленное общностью происхождения, аналогии как признакам анатомического сходства, обусловленным одинаковым приспособлением, но также резко противопоставил дивергенцию и конвергенцию. В последарвиновский период понятие аналогии развивалось не только в русле эволюционизма. Сохранилось и получило развитие и старое, оуэновское определение аналогии. Оно связывается с телеологическими представлениями о прямом приспособлении под влиянием измененной функции и вне естественного отбора, а также с системой типологических взглядов морфологов-идеалистов. Характерными признаками этого последнего пути эволюции понятия аналогии являются, по Л. Я. Бляхеру, игнорирование связи между аналогией и функцией, противопоставление аналогии гомологии на основе автогенетического принципа. Вне дарвинизма сложилось два основных подхода к объяснению фактов параллелизма. Автогенетические концепции объясняли параллельное развитие сходных или даже одинаковых признаков у весьма отдаленных форм, не связанных родством, действием имманентного (внутреннего) движущего принципа. Другое объяснение сводилось к допущению, согласно которому сходные признаки возникают под непосредственным воздействием на организм сходных условий внешней среды. Обе эти точки зрения оказались несостоятельными. На автогенетическом принципе была построена теория номогенеза — теория развития органического мира в определенном направлении на основе строгой закономерности без всякого участия случайности.